Источник: Центральный Государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.
Автор съемки: Тарасевич Всеволод Сергеевич.
Установка 76-мм пушки на шасси танка Т-26. Завод им. Кирова, Ленинград. Осень 1941 года.
Источник: Сайт "Вторая мировая война" (1941-1945.NET).
Ремонт поврежденного в боях танка Т-37А на заводе подъемно-транспортного оборудования имени Кирова. Ленинград. Лето 1942 года.
Источник: М. Коломиец. "Танки-амфибии Т-37, Т-38, Т-40" (Фронтовая иллюстрация № 3, 2003 г.).
Монтаж башни танка на заводе им. Кирова. Ленинград. 1942 год.
Источник: Российский государственный архив фотодокументов.
Обязательство шишельников поточной линии завода имени С. М. Кирова. Ленинград. 1943 год.
Источник: История второй мировой войны. 1939 - 1945. Том 6. Часть 3. Глава 14. Воениздат, 1973-76.
29 июня 1941 г. из Ленинграда начинается эвакуация. В Свердловск и Челябинск выехали рабочие кадры, специалисты и большая часть производственных мощностей подъемно-транспортного завода (им. С.М.Кирова) для налаживания на новом месте производства танковых моторов. (Знаменитый Челябинский Танкоград был основан именно на базе Кировского завода). 13.07.41 объявлена эвакуация Невского машиностроительного завода, "Русского дизеля", "Экономайзера", а затем Ижорского, Металлического заводов, "Светланы", "Электросилы" и многих других. На Урал, в Сибирь, республики Средней Азии уезжают целые НИИ, лаборатории, проектные и исследовательские организации.
Анна Тирле. Блокада Ленинграда - Эвакуация.
В первые же дни войны отряды народного ополчения были сформированы на московских заводах "Калибр", "Красный пролетарий", ГПЗ-1, Коломенском паровозостроительном имени В. В. Куйбышева, на ленинградских Металлическом, Невском машиностроительном имени В. И. Ленина, заводе подъемно-транспортного оборудования имени С. М. Кирова и т. д.
Ворошиловградский имени Октябрьской революции, брянский "Красный Профинтерн" - перешли на изготовление бронепоездов и бронеплощадок. Металлический завод и Невский машиностроительный имени В. И. Ленина осваивали важнейшие заказы для Балтийского и Северного флотов. Сложные задания по ремонту боевой техники выполнял коллектив Ленинградского завода подъемно-транспорного оборудования имени С. М. Кирова.
Самоотверженно выполнял боевые задания коллектив Ворошиловградского паровозостроительного завода имени Октябрьской революции. Рабочие производили ремонт танков и запасные части к ним, изготовляли противотанковые ружья, минометы и автоматы, бронированные мотовозы и т. д. Вся продукция предназначалась главным образом для войск, сражавшихся на южном направлении. Требованиям фронта подчинили всю свою деятельность машиностроители Ленинграда, производившие до войны почти одну четвертую часть общесоюзной продукции тяжелого машиностроения. Работа осложнялась эвакуацией квалифицированных кадров, первоклассного оборудования, которая началась с первых месяцев войны. На предприятиях остались изношенные станки, которые, по выражению М. Беляева, мастера завода подъемно-транспортного оборудования имени С.М. Кирова, походили на "старенькие балалайки". Трудности усугублялись голодом, временным отсутствием топлива и электроэнергии. Но никакие невзгоды не могли сломить дух ленинградцев. Трудовой энтузиазм проявлялся повсюду. Например, на заводе подъемно-транспортного оборудования имени С. М. Кирова была оборудована внутризаводская электросиловая установка, на которой использовали дизель-мотор с плавучего стенда. Подобные электросиловые установки оборудовались на многих предприятиях города. Фронтовые заказы выполнялись и вручную.
Зинич М.С. Трудовой подвиг рабочего класса в 1941-1945 гг. (по материалам отраслей машиностроения).
© ВЛАДИМИР КИРСАНОВ